http://www.pipopatat.nl canda goose outlet http://www.desmidsehemmen.nl canada goose sale canada goose belgie canadagooseoutlet.at

История храмов

Примерно в середине пути между городами Орловым и Котельничем, на возвышенном левом берегу реки Вятки стоит большое село, вытянутое вдоль побережья, с двумя церквами по краям, резко вырисовывающимися на фоне неба. Это Истобенск. Название села происходит от древнерусского слова «истба», «Истоба» – изба, построенная из рубленного леса.

Старожилы из поколения в поколение передавали легенду о происхождении жителей села от праотцов – новгородских ушкуйников (речных пиратов). А в летописи села Шалегово (бывшего Покровского), в свое время хранившейся в Покровской церкви, отмечалось, что первыми жителями Шалегова были семьи «из ново-града ушкуев», которые проживали на Истобенском побережье и сбежали оттуда при Иване IV Грозном, когда составлялись писцовые книги для обложения населения тяглом в 1570, 1590, 1595 годах.

До самой революции в Истобенской округе бытовало предание о какой-то битве устюжан и рязанцев, происшедшей в древности на побережье около села. В память о ней в 1855 году на месте битвы была воздвигнута каменная часовня, поставленная взамен обветшавшей деревянной старинной часовни 1702 года. А до этой, утверждали старики, были еще более древние, сгнившие одна за другой. В часовне ежегодно проводились поминки по погибшим воинам.

Село Истобенск издревле являлось центром тяглового и оброчного станов, позднее – волости. История села богата событиями и интересными людьми и корнями уходит в седую старину. Село Истобенск начала XVII века представляло крупный населенный пункт Вятской земли. В нем имелось три церкви (1 монастырская), 69 дворов государственных тягловых и оброчных крестьян и какое-то число дворов монастырских крестьян.

Троицкий монастырь. В Вятской земле при сравнительно небольшом количестве помещиков, которые имели владение главным образом в южных районах, в роли основных феодалов-крепостников выступали монастыри. В XVIII веке на Вятке было 18 монастырей, которые имели, огромные земельные владения с 80 тысячами крепостных крестьян, а вместе с архиерейскими крестьянами количество крепостных у духовных феодалов достигло 100 тысяч, или четвертую часть крестьянства Вятского края. Крупным владетелем являлся Истобенский Троицкий монастырь, ставший «внове» перед переписью 1629 года, где-то около 1625 года, о чем можно судить из царской грамоты воеводе Змиеву от 27 сентября 1670 года.

На пожалованной царем земле в черте села, у самого берега Вятки поставили пятиглавую деревянную церковь Живоначальной Троицы с трапезою при церкви 2 кельи с черными старцами, амбары, хлевы для скота, погреба и другие постройки. Монастырская территория была огорожена высоким деревянным забором, за которым располагалась Заоградная слободка оброчных бобылей монастырских из 30-35 дворов, примерно со 150-180 жителями.

Бобыли вели хозяйство, работали внутри монастыря. охотились, рыбачили, сенокосили, гибничали и ягодничали в летнее время, производили различную ремесленную продукцию. Не хлебопашество, а различные промыслы составляли трудовое содержание жизни бобылей монастырских из Заоградной слободки. Пашенные владения монастыря в большинстве случаев располагались в отдалениии от обители. Они росли за счет земельных пожалований Царя и светских феодалов, вкладов постригающихся в монахи, дарения земли по завещанию, подкупа переписчиков, покупки земель, самовольных её захватов монастырем. Колонизируя новые земли, монастырь основал поселения на Пищальском раменье (с. Пищалье), на Марадыковском раменье (д. Марадыково, Быстряги), у села Монастырщина, на реке Сингиревке, на реке Боровице. Через 100 лет после своего основания, в 1725 году, монастырь владел кроме Заоградной слободки в с. Истобенске тремя деревнями и починком, имел 1171 душу крестьян мужского пола (или около 2500 обоих полов).

У монастыря были пашни, лесные и луговые угодья, рыбные ловли в четырех озерах и Прости Долгой на границе с Котельническим уездом, места охоты – ловища и перевесища, три колесчатые мельницы на прудах, 138 голов разного скота и другое добро.

В 1760 году только на речке Сингиревке у мостатыря числилось 325 десятин пахотной земли, не говоря о больших площадях под лесами, лугами, выпасами. Со своих земель и с земель оброчных крестьян монастырь взымал огромное количество хлеба, в связи с чем монастырское начальство обращалось с просьбой к царю за разрешением на временную ссыпку собранного зерна в пустующие государственные скадыв с. Истобенске. Лишь на внутримонастырские нужды годовой расход хлеба состовлял 6400 подов. По словам одного из старожилов конца XIX века, пока был монастырь, то народ в Истобенск валом валил.

В 1764 году Екатерина II по требованию русского дворянства изъяла у церкви земли и крепостных крестьян. Потерял их и Истобенский монастырь. В 1795 году монастырь был окончательно упразднён, и его имущество было переведено в Вознесенский монастырь города Соликамска Вятской епархии. Здесь он до самой революции 1917 года назывался Вознесенским Истобенским. Монастырские крестьяне вошли в разряд вначале экономических, а затем государственных или черносошных. Часть бывших монастырских земель отошла местным священнослужителям, часть – казне и незначительная часть – крестьянам.

 

Троицкая церковь.  Здание Троицкой церкви построено в 1808 году по проекту губернского архитектора Ф.Рослякова на месте обветшалого деревянного монастырского храма. С 1595 года на этом месте располагался один из крупнейших на Вятке монастырей – мужской истобенский Свято-Троицкий. Он был упразднен в 1771 году в рамках церковной реформы Екатерины II. С этого времени монастырская Троицкая церковь стала выполнять функции приходской.

Сельский приход к концу XVIII века значительно увеличился, и возникла потребность в укреплении ветшающего храма. Тогда Росляков и предложил проект строительства нового каменного здания. В начале XX века архитектор И.Чарушин предложил усовершенствовать старый храм, но его проект остался нереализованным, и нашему взору сегодня предстает церковь постройки начала XIX века, в том числе её подлинный интерьер. Пусть не полностью, но все же это прекрасно и очень впечатляюще.

В настоящее время эта церковь трёхпрестольная. Главный престол – в честь Живоначальной Троицы, правый, тёплый придел – Спасский, левый – Введенский. Обнесена она металлической оградой, которая имеет каменные столбы, они расположены с регулярным шагом. С восточной стороны ограда циркулярно повторяет очертания апсиды, с западной – имеются две воротные калитки. Церковь построена в классическом стиле. Огромная, но какая гармоничная, цельная вся. Главный храм – восьмерик на четверике. Увенчан куполом с люкарнами и лантернами (световой фонарик). Алтарная часть выступает гранёной апсидой. Очень обширная трапезная часть. А колокольня вообще удивительная! Глухой цилиндр, на нём – восьмигранные ярусы звонов. Окна – иллюминаторы. На куполе – люкарны (оконные проёмы). Как этот храм – корабль смотрится с реки, как отражается в воде – видеть надо. Белоснежное диво, плывущее по волнам!

Известно, что Росляков был очень лаконичен в выборе архитектурных деталей. Любимые его кассеты – углубления, в которых расположены окна, ширинки – выпуклые прямоугольники под окнами – и всё. Но при этом ритмический ряд очень чёткий, очень логичный. Никаких излишеств. Это храм для села, где живут речники. Что поразительно, прекрасные интерьеры сохранились. В еперхиальном архиве нашёлся подлинный рисунок иконостаса. И вот мы увидели в храме его воплощение. Впечатление ни с чем несравнимое. Потемневшие лики, почерневшее золото. На стенах где–то сохранились остатки росписи, где–то висят старые иконы. Время как будто остановилось.

  

  

Никольский храм. В Истобенском есть ещё один храм, даже более величественный – Никольский. Он стоит в центре на главной площади, а построен был в камне раньше Троицкого, в 1768 году. В создании его участвовало целое созвездие мастеров: Никита Горынцев с артелью, архитекторы Ф.М.Росляков и И.А.Чарушин. Горынцевы, по традиции, начинали ставить храм четвериком, увенчанным восьмериком на восьмерике, «о двух верхах», и «второй верх – двухцветный четверик». Грандиознейший храм, потрясающие архитектурные детали! Он действительно стоит, как двухпалубный корабль. Росляков здесь работал с 1797 года и внёс свои коррективы. Он поставил над папертью палатку. Это был уже храм для села, но городского масштаба. А Чарушин сделал реконструкцию: он усилил входную группу, пристроил боковые палатки, которые как бы охватили храм с двух сторон. Внутри появилась ещё триумфальная двухмаршевая расходящаяся лестница, опоясывающая всё пространство. Чарушин был мастер таких интересных связей рекреаций, коммуникаций. У него просто душа пела: настолько лестница получилась торжественной и парадной. Представляете, какие службы здесь проходили, особенно на праздники.

В 1932 году церковь была закрыта. В 1970-е годы, когда с колокольни снимали крест, он проломил крышу, с того времени церковь начала сильно разрушаться. Из интерьера ничего не осталось, кроме довольно многочисленных фрагментов настенной росписи.

Церковь недействующая, но объявлен сбор средств на восстановление её и всего архитектурного ансамбля села Истобенск.

  

  

Часовня Николая Можайского. На Троицу истобяне приходили помолиться к часовне во имя святителя Николая Чудотворца. Она поставлена была в память о битве между местным населением (удмуртами) и новгородскими ушкуйниками в XIV веке. Можно встретить разные названия этого объекта – Троицко-Никольская, Николая Можайского и просто Никольская часовня.

В 1855 году очередную обветшавшую деревянную часовню заменили каменной, автор – архитектор И.Т.Соловкин. Часовня удивительно проста: кубический объём с портиками. На западе классический портик активно выступает, на юге и севере они – ложные. Покрытие – купол на низком барабане и лантерна с небольшим шпилем, на нём – крест. Апсида циркульная. В плане получается квадрат и полукруг. Всё очень чётко выверено.

Сейчас часовня обезглавлена, обрушились и купол, и апсида. Практически трудно понять, что раньше было, если бы не подлинный чертёж. Его нашёл заведующий епархиальным архивом протоиерей Андрей Дудин и разрешил с ним ознакомиться. В результате студенты Вятского государственного университета сделали проект реконструкции. Даже макет выполнили. Можно сейчас восстановить часовню в прежнем виде.

Источники:

Комментирование отключено.


© Паломническая служба «СВятки», 2006-2012